главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Музей современного искусства: Департамент труда и занятости

 
Музей современного искусства: Департамент труда и занятости

Место и даты экспозиции

Третьяковская галерея на Крымском Валу
23 сентября 2013 — 1 февраля 2014

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея

   

Выставка (спецпроект) в рамках Биеннале современного искусства

Музей современного искусства: Департамент труда и занятости

 

С 24 сентября по 30 марта 2014
Крымский Вал, 10, залы 39–42

 

При поддержке

При участии

 

Информационная поддержка 

 

Кураторы: Кирилл Светляков, София Терехова

Координаторы: Галина Шубина, Наталья Сидорова

Организатор: Государственная Третьяковская галерея

Участники:

  • Константин Аджер
  • Алексеев Николай
  • Юрий Альберт
  • Владимир Архипов
  • Мария Арендт и Михаил Алшибая
  • Иван Бражкин
  • Сергей Братков
  • группа «Art Business Consulting»
  • группа «За Анонимное и Бесплатное Искусство»
  • группа «Куда бегут собаки?»
  • группа «Коллективные действия»
  • рабочая группа «Что делать?»
  • группа «Мыло»
  • группа «Recycle»
  • группа «Гнездо»
  • группа «Новые тупые»
  • группировка «ЗИП»
  • Дмитрий Демский
  • Арсений Жиляев
  • Вадим Захаров
  • Наталья Зинцова
  • Яков Каждан
  • Ирина Корина
  • Таисия Короткова
  • Кирилл Кто
  • Андрей Кузькин
  • Влад Кульков
  • Максим Илюхин
  • Михаил Лылов
  • Диана Мачулина
  • Александр Меламид
  • Роман Мокров
  • Анатолий Осмоловский
  • Антон Ольшванг
  • Аркадий Петров
  • Николай Полисский
  • Александр Повзнер
  • Андрей Пригов
  • Анастасия Рябова
  • Максим Роганов
  • Хаим Сокол
  • Александр Соколов
  • Владимир Селезнёв
  • Таир Салахов
  • Витас Стасюнас
  • Ростан Тавасиев
  • Анна Титова
  • Авдей Тер-Оганьян
  • Илья Трушевский
  • Надежда Толоконникова
  • Ольга и Олег Татаринцевы
  • Виктор Умнов
  • Ольга Чернышева
  • Антон Чумак
  • Стас Шурипа
  • Влад Юрашко  

О проекте:

Актуализация идеологии труда в современном искусстве в первую очередь связана с попыткой удержать критическую дистанцию по отношению к обществу тотального потребления, где доминирует навязчивая идеология отдыха. Это общество, казалось бы, уже не нуждается в свободных художниках, если они не выполняют функции оформителей, не интегрируются в индустрию развлечений и не обслуживают  существующие институции на правах «пролетариев» умственного труда.

В постиндустриальную эпоху искусство становится подобием «тяжёлой индустрии» и производит дурную бесконечность художественных подделок независимо от реальных проблем глобального общества или локальных обществ. Свободный художник сегодня обречён на постоянный поиск занятий, случайных и ситуативных, которые напрямую уже не связаны с традиционным ремеслом, индустриальным производством или даже постиндустриальным потреблением. Подобно  художникам Раннего Ренессанса современный художник существует в зазоре между «церковью» и «деньгами» и испытывает двойное давление как со стороны институций современного искусства, выполняющих функция «церкви», так и со стороны финансовых структур.

В поисках работы художник  вынужден осваивать новые или промежуточные сферы, рискуя потерять автономию своего высказывания и, в конечном счёте, потерять статус свободного художника.  Но в настоящее время нарушить автономию искусства означает остаться в его пределах.  И выход в реальность как попытка преодолеть тотальное отчуждение позволяет вырваться из круга модернистских клише.

Цель проекта – проследить историю труда в советском и постсоветском искусстве от индустриальных до нематериальных форм в период с 1960-х до 2000-х годов и показать, как менялись представления о труде и способы его репрезентации  в процессе развития новых художественных практик. Выставка «Департамент труда и занятости» даёт возможность  охарактеризовать типы художественного производства и формы занятости художника в современном обществе.

В исторических разделах экспозиции произведения советского периода, связанные с традицией «сурового стиля», а также макеты и демонстрационные планшеты, в разное время созданные художниками Центрального аэрогидродинамического института  им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), будут сопоставлены с работами современных авторов, которые обращаются к индустриальной и производственной тематике в новейший период.   А концептуальные акции 1970-1980-х годов будут  показаны в контексте фотоотчётов о коммунистических субботниках, взятых из архивов Третьяковской галереи. 

В официальном искусстве 1960-е-1970-х годов решались проблемы репрезентации физического и умственного труда, в то время как художники-концептуалисты развивали стратегии нематериального производства или симулировали общественно-полезный труд в соц-артистских акциях. В 1980-е годы в процессе девальвации трудовых отношений возобладали «досуговые» формы искусства, за которыми последовал отказ от производства вещей в пользу производства аффектов.

В ситуации 2000-х наблюдался возврат к материальному труду с многочисленными обращениями к индустриальной культуре 1960-1970-х годов. Во многом этот возврат был связан с желанием преодолеть нарастающее отчуждение от трудовых процессов и вернуться к «серьёзной работе» после постмодернизма. Вместе с тем молодые художники начали осваивать новые формы нематериального труда, такие как наблюдение, программирование, обмен и почувствовали себя «пролетариями умственного труда» в люмпенизированном обществе потребления.

В настоящее время процесс создания художественных произведений – это открытая система, которая может включать в себя сразу несколько способов материальной и нематериальной «обработки»  художественного материала – ремесленный, промышленный, природный, компьютерный, концептуальный и многие другие.

Специальный раздел выставки будет посвящён проблемам выхода за территорию искусства со стороны художников и вхождения на территорию искусства со стороны представителей других специальностей – хирургов, физиков, биологов. В этом разделе будут показаны формы сотрудничества между художниками и «не-художниками», которые занимаются разработкой новых способов производства искусства.

В период проведения выставки будет действовать программа по решению проблем  трудоустройства творческих лиц, организованная Институтом  по трудовому перевоспитанию художников-модернистов Александра Меламида. В рамках программы, организованной совместно с Институтом проблем Современного Искусства, художники смогут приобрести дополнительную специальность слесаря-сантехника под руководством квалифицированного специалиста. В результате практических занятий учащиеся смогут присоединить писсуар Марселя Дюшана как эталонный образец современного искусства к канализационным системам Третьяковской галереи.

Проект «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости», показанный в стенах Третьяковской галереи, предполагает, что на время работы выставки традиционный музей не будет восприниматься как привычное место хранения и демонстрации «шедевров» и станет местом производства искусства и продуцирования художественных смыслов.














биеннале

программа

пресса

для посетителей