главная страница    поиск и карта сайта Pyc   | Eng  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Off Modern: руины будущего

 

Место и даты экспозиции

Stella Art Foundation
19 сентября 2013 — 18 ноября 2013

Открытие: 18 сентября, 17:00

Куратор: Светлана Бойм

Stella Art Foundation представляет проект куратора Светланы Бойм (США), посвященный все более актуальной сегодня проблематике альтернативной истории (точнее, всей массы возможных, альтернативных историй). В фокусе проекта ока-зывается то, что в историческом «вчера» выглядело тупиковым, считалось ошибочным, осталось боковой эволюционной ветвью, не давшей полновесных плодов. И потому в историческом «сегодня» и «завтра» было обречено принять облик руины.

О проекте:

Светлана Бойм: Вместо апокалиптических теорий «конца» искусства и истории, постоянно меняющихся приставок  «пост», «анти», «нео», и «транс», которые предлагают неизменное движение вперед, против или за пределы, мы предлагаем шаг в сторону, зигзаг, подобный ходу коня в шахматах, off как офф Бродвей, «вне шумной улицы», вне бренда.

Согласно Виктору Шкловскому, ход коня обнажает игру человеческой свободы и «изломанную дорогу храбрых». Искусство oфф модерна выбирается в боко-вые аллеи истории и восстанавливает непредусмотренное прошлое через новую сценографию руин. Офф модерн создает альтернативную культурную солидар-ность и экспериментальную медиальность, обращаясь не только к новым технологиям, но и к новым техникам искусства, к человеческим ошибкам, нарушающим исторический детерминизм.

Наша руинофилия — не возврат к прошлому, а конфронтация с парадоксами настоящего. Она не сводится к оппозиции между ностальгией и прогрессом. Современные руины являются аллегорией критического мышления как такового.

В новом публичном пространстве, созданном группой международных художников, руины соседствуют со стройками будущего. Инсталляция Тобиаса Путриха выводит на передний план игровые аспекты архитектуры авангарда, предшествующие массовой мегаломании. Работа Рема Колхаса/ОМА «Эрмитаж 2014» предлагает «модернизацию через сохранение», в то время как «Архитектура настроения/Степень меланхолии» Аллена Сайега играет с виртуальным и чувственным. Видео Анри Сала и медиа коллектива Raqs представляют собой «сны наяву» и критическое осмысление руин. Сала показывает преображение руин социалистической архитектуры с помощью современного искусства. Raqs остра-няет постиндустриальный ландшафт в работе "Удары по времени", в основе ко-торой лежит дневник индийского рабочего и размышления Жака Рансьера об эстетике. «Ностальгические технологии» Светланы Бойм раскрывают пентименти авангарда и «эффект бабочки» в истории и работают с ошибками в тех-нологическом и историческом прогрессе. В ошибках есть аура.

Участники выставки:
  • Рем Колхас  – голландский архитектор, теоретик, урбанист. Профессор практики архитектурного проектирования и городского дизайна в Graduate School of Design в Harvard University. Со-основатель архитектурного бюро OMA (Office for Metro-politan Architecture). В 2000 году удостоен Плитцкеровской премии, в 2010 – Золо-того Льва за вклад в архитектуру на 12-й Международной архитектурной выставке – Венецианской биеннале. Назначен директором 14-й Международной архи-тектурной выставки – Венецианской биеннале в 2014 году.
  • Тобиас Путрих родился в Словении, живет и работает в Кембридже (Массачус-сеттс) и Нью-Йорке (США). Представлял Словению в национальном павильоне на  52-й Международной художественной выставке – Венецианской биеннале (2007). Участник Manifesta 4 (Франкфурт, Германия, 2002); выставлялся в Центре совре-менного искусства P.S. 1 в Нью-Йорке(2005), в Музее современного искусства в Нью-Йорке (2007), в галерее White Cube (2008) в Лондоне.
  • Медиа коллектив Raqs (Джибеш Багчи, Моника Нарула, Шуддхабрата Сенгупта)  был создан в 1992 году в Нью-Дели. Деятельность Raqs включает самые разные медиа как в современном искусстве (где Raqs выступают и в роли художников, и в роли кураторов), так и в области философии, политической теории и социальных проектов.  Raqs – участники documenta 11 в Касселе (Германия) (2002), 50-й и 51-й Международной художественной выставке – Венецианской биеннале (2003, 2005), Manifesta 9 в Генте (Бельгия) (2012). Коллектив выступал сокуратором Manifesta 7 в Больцано, Тренто, Роверето, Фортецца (Италия) (2008).
  • Ален Сайег – архитектор, глава и основатель INVIVIA – консалтинговой компании в области общих исследований дизайна и пользовательского опыта. Работает в сфере синтеза архитектуры, интерактивного дизайна и медиа. Профессор Graduate School of Design в Harvard University.
  • Анри Сала - албанский художник, живущий и работающий в Берлине. Наиболее известен своими видео-произведениями. Обладатель многочисленных наград, в том числе  Специального приза молодому художнику на  49-й Международной художественной выставке – Венецианской биеннале (2001). Художник Француз-ского павильона (Ravel Ravel Unravel) на 55-й Международной художественной выставке – Венецианской биеннале (2013). Автор персональных проектов в Центре Жоржа Помпиду в Париже (2012), Музее Луизиана в Копенгагене (2012), Serpentine Gallery в Лондоне (2011), Центре современного искусства Замок Уяздовски в Варшаве (2005); участник многочисленных групповых выставок, в том числе Utopia Station (50-я Венецианская биеннале, 2003); 24-й Биеннале в Сан-Паоло; Manifesta 4 (Франкфурт, Германия) (2002);  Manifesta 3 (Любляна) (2000); 2-й Московской биеннале современного искусства (2007); Reprocessing Reality в Центре со-временного искусства P.S.1  (Нью-Йорке, 2006).
  • Светлана Бойм – писатель, теоретик, медиа-художник, куратор. Профессор сла-вистики и сравнительного литературоведения Harvard University, преподаватель Graduate School of Design  в Harvard University. Автор The Future of Nostalgia (2001),   Territories of Terror: Memories and Mythologies of Gulag in Contemporary Art (curator and writer, 2006) Architecture of the Off-Modern (2008) and Another Freedom: The Alternative History of an Idea (2010).








биеннале

программа

пресса

для посетителей